Контакторы и реакторы
Первичную обмотку питающего трансформатора присоединяют к электрической сети, причем эта обмотка может получать питание от разных фаз сети. Вторичная обмотка трансформатора 2 оборудованная устройством РПН, с помощью которого изменяют величину напряжения, подводимого к первичной обмотке трансформатора 1. При этом изменяется величина дополнительной ЭДС во вторичной обмотке трансформатора 1, включенной последовательно в линию.
Если к первичной обмотке трансформатора 2 подвести напряжение, то напряжение на выходе линии А регулируется по модулю, а при подведении, например, между фазного напряжения Яп напряжение регулируется как по модулю, так и по фазе. Регулировка напряжения по модулю называют продольным, при этом они совпадают по фазе. Регулировка напряжения по модулю и фазе называют продольно — поперечным. Такое регулирование напряжения используют для обеспечения оптимального распределения мощностей в замкнутых электрических сетях.
Линейные регуляторы намного дороже трансформаторы с РПН. При напряжении 6 — 10 кВ их изготовляют в виде автотрансформаторов, которые могут включаться в любой точке сети. Для регулирования напряжения в линиях ЛР включают непосредственно в линии. На трансформаторных подстанциях вольт положительные обмотки ЛР включают последовательно с обмотками ВН основных трансформаторов.
Три обмоточные трансформаторы изготавливают с устройствами РПН для переключения ответвлений обмоток ВН и с устройствами ПБВ для переключения ответвлений обмоток СН, а три обмоточные автотрансформаторы — с устройствами РПН, встроенными на линейном выводе обмоток СН, обеспечивает изменение коэффициента трансформации между обмотками ВН и СН. Границы и количество ступеней регулирования напряжения для различных типов трансформаторов и автотрансформаторов задают в справочниках.
Рассмотрим порядок выбора коэффициента трансформации двух обмоточных трансформатора на понижательной подстанции при заданной мощности нагрузки на шинах НН и известной напряжении, на шинах ВН. Нужно выбрать коэффициент трансформации трансформатора и соответствующее ему рабочее ответвления обмотки ВН, при котором на шинах НН трансформатора будет поддерживаться желаемая напряжение.